Работая с камнями, выбирая и отвергая, создавая и разрушая
соотношения цвета и формы, материала и сюжета, бессознательное говорит с нами
на языке образов и символов.
Интуитивная творческая
деятельность позволяет наладить диалог с самим собой, который ведет к
самопознанию, интеграции и трансформации.
Работа
с предложенным материалом предоставляет пространство для творчества психолога и
клиента, индивидуальной и групповой арт-терапии, экспрессивно-символической
деятельности, различных форм релаксации и актуализации образов
бессознательного.
Цель: осознание бессознательных тенденций, экспрессивное творческое
самовыражение, интеграция.
Роль психолога: фасилитирующая, ассоциативно-направляющая.
Материал: коллекция камушков, состоящая из минералов, бусин, шариков,
бисера, морских камней и раковин, пластмассовых и стеклянных элементов.
Камни
представлены всех основных цветов, разнообразных форм и размеров, природного и
искусственного происхождения.
Преимущества:
–
задействование сенсорного канала восприятия позволяет переключить доминирующий
очаг возбуждения, что способствует эмоциональной регуляции, расслаблению;
–
свойства применяемого материала реализуют потребности клиента в наличие четких
границ, контроле над процессом творческой деятельности, возможности в любой
момент изменить созданный продукт творчества;
–
активизация ассоциативного ряда и образного мышления при восприятии абстрактных
объектов и обсуждении композиций, стимулирует работу «подавленного» правого
полушария;
–
направленное сосредоточение и стимуляция осознания ощущений – центрируют фокус
внимания на субъекте, его телесных проявлениях;
–
побуждение к спонтанной игре позволяет проявиться внутреннему ребенку,
раскрыться творческому потенциалу.
Формы работы:
«Релаксация»: знакомство с материалом, спонтанная игра, выбор наиболее
отзывающихся камушков. Фокусировка внимания на сенсорных ощущениях помогает
ощутить себя в ситуации «здесь и теперь», способствует эмоциональной регуляции.
«Театр прикосновений»: групповая форма релаксации, при расслаблении одного участника
группы остальные осуществляют с ним сенсорное взаимодействие, раскладывая на
теле различные камушки.
«Инсталляция-сказка»: создание композиции из камушков в «найденном» или предложенном
пространстве. В зависимости от контекста арт-терапевтического процесса,
инсталляция может создаваться в песочнице, круглой тарелке, на различных
цветовых фонах. Придумывается история или сказка, по мере сочинения композиция
трансформируется. Техника инсталляции позволяет соединить разрозненные
фрагменты в единое целое, что дает клиенту ощущение контроля над
изобразительным процессом.
«Выбери меня»: групповая игра в ассоциации, где каждый участник ассоциирует
себя и другого с камушком, аргументируя свой выбор. Участники делятся своими
переживаниями. Игра эффективно применяется при арт-терапии с семьей.
Игра «Остров сокровищ» (работа с детками): ребенку предлагается закопать камушки–сокровища в песочнице и
отправиться на поиски сокровищ. Раскапывая сокровище, ребенок называет, что
ценное приходит в его жизнь вместе с сокровищем, какое качество характера,
возможность, знание или умение он получает, обладая сокровищем. Игра позволяет
обсудить с ребенком его значимые ценности, принятие или отвержение системы
ценностей его семьи.
Игра «Как это относится ко мне?»: с закрытыми глазами выбираются камушки.
Когда камушек выбран, клиент открывает глаза, и психолог спрашивает, что в
жизни клиента напоминает этот камушек, как этот цвет и форма относятся к нему.
В
этой игре камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций
клиента. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные
направления работы, прояснить запрос.
Инсталляция «Мир на ладошке»: на ладони создается композиция из выбранных
камушков. Пространство ладони, голографически отражая весь
организм, стимулирует создание личностно значимых образов, акцентирует внимание
на области центра, основании ладони, и области пальцев как удаляющегося
пространства. Так выбранные камушки и созданная из них композиция будет
являться проекцией «Я–образа» клиента.
Обсуждая
композицию, психолог и клиент отправляются в совместное путешествие к метафорам
бессознательного, исследуя приходящие чувства, ассоциации и значения символов,
замеченные взаимосвязи. Психолог просит клиента подобрать ассоциации к каждому
камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая
о чувствах и ощущениях которые он вызывает. Свойства камушков могут
ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначать для автора те или иные
события, отражать динамику внутренней жизни. Психолог добавляет свои
ассоциации, опираясь на общекультурный символизм, делится чувствами,
подчеркивает значимость расположения камней в композиции, помогая установить
взаимосвязь образов между собой и с событиями жизни клиента. Важно обращать
внимание на пространственные характеристики композиции: центр ладони –
актуальное восприятие себя в момент «здесь и теперь»; область пальцев – цели,
установки и ожидания связанные с будущим; область ладони у запястья– основы,
прошлое. Представленный психический материал в большинстве случаях представляет
собой стремление к нахождению баланса противоположностей:
материальное–духовное, мужское–женское, активность–пассивность,
беззащитность–уверенность, импульсивность–контроль. Пространство
композиции символически объединяет противоположности, способствуя большему
принятию. Постепенно с обсуждением и осознанием взаимосвязи элементов,
складывается целостный образ – композиция обретает название, что определяет
центральную смысловую идею созданного образа.
При интерпретации выбора и обсуждении учитывается:
- семантическое пространство
выбирающего, с чем клиент обратился, о чем думает, что чувствует, каков
его запрос;
- личностные ассоциации клиента;
- символизм цвета, формы,
расположения;
- общекультурное и историческое
значение обсуждаемых качеств, символов;
- ассоциации психолога,
синхронистичность;
- пространственно-временные
соотношения в композиции.
Композиции
из камушков, как правило, непредсказуемы и неожиданны для создающих. Настроение
игры, отсутствие возможности и необходимости просчитать, логически выстроить и
обосновать выбор, заставляют действовать интуитивно, а значит и более открыто и
искренне, минуя психологическое сопротивление и чрезмерные защиты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий