1. На этапе
налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении
конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте более чутки к реакциям
ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто
он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент
для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит
принять такое предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).
2. Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным
комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и
ситуации.
3. Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
4. Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у
разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал
вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало
того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в сходных
положениях. Здесь можно посоветовать не бояться, пробовать. В случае, если
ребенок принял предложенное, постараться развивать ситуацию, если же возникла
ре-акция отторжения, следует остановить игру. Безусловно, это потребует от
педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от
развития событий.
5. Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо каким-то образом выражает протест против ваших действий, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе с ребенком. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному участию в игре.
6. Помните о
том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему
предлагаете. Поскольку предположить заранее, какое именно впечатление
произведет на него данный сенсорный эф-фект невозможно, будьте осторожны:
предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за
тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха
немедленно прекратите игру.
7. Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь просьбам ребенка повторить игровые действия вновь и вновь: ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
8. Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка
кратковременно и неустойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия,
не затягивайте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты: например,
на грядку посажен всего один овощ, а кукольный "обед" длится всего
две минуты. Главная задача на данном этапе - при помощи эмоционального
комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие
и подвести итог.
9. Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения, своеобразная "перекличка", даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
10. Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание,
постарайтесь найти социально адекватную возможность это желание
удовлетворить. Чаще это желание обладать каким-либо предметом, совершать с
ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально
опасное, попробуйте предложить заменитель желае-мого, Например, вместо
таблеток предложите ему для кукольной аптечки безвредные
конфетки-горошки,
11. Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогического чутья. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желания, организовать ситуацию обучения, которая позволит ребенку получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом необходимо быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически. 12. Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой неадекватной форме. Так, он стучит по стеклу со всей силой, над огоньком свечи начинает поджигать палочки и т.п. При этом отвлечь его от подобных экспериментов очень трудно. Позвольте ребенку получить но-вое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на его любимую спокойную игру. |
Команда Центра стремится дать существенный скачок в повсеместном применении метода прикладного анализа поведения (Аba- терапии) в России и на Дону. Специалисты психологической работы, имеющие огромный опыт в педагогической и образовательной деятельности, помогут Вам и Вашему ребенку понять себя, найти «ключик» к себе и социуму. Наша миссия - равные возможности для каждого ребёнка. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ОСОБЕННЫЙ, ВСЕ ДЕТИ РАВНЫЕ.
четверг, 21 января 2016 г.
РЕКОМЕНДАЦИИ В РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий