суббота, 19 марта 2016 г.

ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ "НАМ ХОРОШО, КОГДА МЫ ВМЕСТЕ"



«Самого главного глазами не увидишь,
искать надо сердцем»

      Цели:
·        Повышение сплоченности членов группы, внутригруппового доверия;
·        Развитие навыков конструктивного взаимодействия родителя и ребенка.
Задачи:
·        Создание непринужденной доброжелательной атмосферы между родителями и детьми;
·        Развитие способности к эмпатии, толерантности;
·        Преодоление барьеров в детско-родительских отношениях.

     Материалы:
·        Очки (светлые и темные);
·        Маски (грусть, радость);
·        Разноцветный клубок ниток;
·        Цветки ромашки на каждого участника;
·        Лесенка «Самооценка»;
·        Большие мячи;
·        Аудиозапись;
·        Видеозапись;
·        Радуга;
·        Сувениры, памятки.

1. Вступление
 Переход из начального звена в среднее - важный этап в жизни ребенка.
Адаптационный период совпадает с начальным этапом полового созревания.
 С одной стороны повышаются требования, темп и объем работы, а с другой стороны возрастные изменения, которым сопутствуют изменения в познавательной деятельности (замедляется темп их деятельности, на выполнение работы требуется больше времени, теоретическое мышление находится на начальном этапе развития, чаще отвлекаются, ломаются привычки, стереотипы).  Поэтому в этот период очень важны поддержка и  внимание со стороны учителя и родителей
Меняется социальное окружение – смена учителей, окружающей обстановки, старшие классы, много кабинетов, непривычное расписание уроков.
Насколько успешно пройдет адаптационный период зависит от всех: и от учителей, и, и от родителей. И наша задача помочь им его пройти с наименьшими потерями, поддержать своим участием, заинтересованностью, вниманием. Суметь увидеть и понять проблемы ребёнка, учесть его возрастные особенности.



Ведущий:
А семьи нашего класса будут появляться в этом зале прямо сейчас под ваши бурные аплодисменты.
(называю фамилии семьи, приглашаю за стульчики).
Ведущий:
Сегодня мы проводим психологический тренинг под названием «Нам хорошо, когда мы вместе».
Уважаемые дети и родители, мы надеемся, что эта встреча поможет вам лучше узнать друг о друге, настроится друг на друга, почувствовать и увидеть то, что объединяет вас и чем вы не похожи. Наше путешествие будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. А озарять его будет радуга, цвета которой будут появляться после каждого выполненного задания. Назовем мы эту радугу «Радуга общения», которая поможет соединить душевным теплом взрослого и ребенка.



1. Упражнение «Когда я вырасту»
Ведущий:
Уважаемые родители. Сегодня вашим детям по 10 лет, но пройдет немного времени и они войдут в мир взрослых. Каким представляют себе дети этот мир. Каким будет ваш сын (дочь), когда вырастет? Кем они хотят стать?
(ответы родителей).
Мы выслушали ваши ответы, а сейчас давайте узнаем, что по этому поводу говорят ваши дети.
(смотрим видео).
 «Кем ты будешь, когда вырастешь?», «Что ты будешь делать?», «Твоя любимая профессия?» (Эти вопросы задаю детям. Заранее делаем видеосъемки или дети пишут сочинение).
 «Какие ответы детей вас больше всего затронули? Почему? Что вы чувствовали, когда рассказывали о своем взрослом ребенке?»
Ведущий:
 К сожалению очень часто мы не находим времени, чтобы выслушать своего ребенка, узнать чем он живет, чем интересуется, какое его любимое занятие, кто его друзья.
Красным цветом на нашей радуге символизируется внимание к ребенку.



2. Упражнение «Тайна моего я».
Ведущий:
Сегодня мы собрались, чтобы лучше узнать друг друга (Зажигается свеча). Помните сказку А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? чтобы узнать что-нибудь о себе, царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
(Показываю и родителям и детям «волшебное зеркальце»)
Ведущий:
 «У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос «Кто я?» Давайте расслабимся, внимательно посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам почувствовать, что происходит внутри нас, вспомнить свои увлечения, успехи, неудачи».
(Звучит музыка.)
Ведущий:
Я очень люблю детей, поэтому выбрала профессию психолога . Мне нравится читать книги, слушать музыку. Меня очень радуют успехи детей и родителей, но я огорчаюсь, когда вы совершаете недобрые поступки (Далее высказываются взрослые и дети).
Ведущий:
Вы рассказали много интересного, сумели лучше понять себя, разобраться в своих успехах и неудачах. Все мы разные, у каждого из нас есть достоинства и недостатки, которые кто-то может исправить сам, а кому-то нужна помощь. Давайте внимательнее и добрее относиться друг к другу, во всем помогать (Дети и взрослые берутся за руки и задувают свечу).
Ведущий:
Перед нами открылся еще один цвет радуги общения – оранжевый. «Говорить о своих чувствах с детьми».



3. Упражнение «Самооценка».
Хотите проверить, какая самооценка у вашего ребенка.
Перед вами лестница из 10 ступенек. Она необычная. На самой нижней ее ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе (микрорайоне), ходят в наш д/с, на 2-ой ступеньке – чуть-чуть получше, на третьем еще чуть-чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные) мальчики и девочки. На какой ступеньке стоял бы он сам. Нарисуй себя на этой ступеньке.
Ведущий:
После такого объяснения я попросила ваших детей поставить себя на какую-нибудь ступеньку. Как вы думаете, на какие ступеньки поставили себя дети? (высказывания родителей).
Ведущий:
Многие родители не задумываются над тем, что именно из их оценок и складывается, в первую очередь, мнение ребенка о самом себе. Именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть.



(Родители зачитывают советы для формирования адекватной самооценки у детей).
1. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
3. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
4. Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
5. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Ведущий:
В дальнейшем вместе с вами, уважаемые родители, мы будем проводить ряд упражнений, которые помогут вашим детям лучше осознать себя и сформулировать положительное отношение к самому себе.
Ведущий:
Перед нами желтая полоса радуги. Просьба ребенка звучит так: Люби меня таким, какой Я есть.



4. Следующее упражнение называется «Я - родитель».
Мы много раз слышали «Не бывает идеальных родителей». Но в глубине души хочется думать, что я очень хорошая мать, всегда и все делаю правильно. Сейчас я предлагаю нарисовать вам свой устный автопортрет, руководствуясь ответами на вопросы:
- За что меня ценят как мать?
 - За что меня могут критиковать дети? (ответы родителей).
Когда вы будете говорить о своих положительных качествах, оденьте розовые очки. В черных вы будете говорить о недостатках.
(выслушиваем ответы родителей)
Вопросы для детей: «Какая твоя мама?», «Что она любит делать?», «Что ей нравится, что не нравится?»
Ведущий:
А сейчас послушайте, что о вас говорят дети  (видео запись).
Ведущий:
Для кого ответы детей были неожиданными? Давайте напомним слова, которые ласкают душу ребенка.

(родители зачитывают слова).

Сокровище моё! Каждый может ошибаться! Попробуй еще раз!
Мой дорогой! Твоё мнение всем интересно!
Радость моя! Мы любим, понимаем, надеемся на тебя!
Солнце моё! Какое счастье, что ты у меня есть!
Счастье мое! В тебе всё прекрасно!
Ведущий:
У нас появился новый цвет радуги общения – зеленый. Ребенок просит вас «Уважай меня меня».



5. Упражнение «Расслабляемся вместе».
Ведущий:
Нередко вы замечаете, что ваши дети бывают уставшими, агрессивными, с плохим настроением. Помочь ребенку в данной ситуации можно без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения. Для этого достаточно просто дать возможность расслабиться ребенку, а еще лучше расслабиться и поиграть вместе с ним.
Игра «Подушечный бой», Дразнилки«, «Петушиный бой».
Ведущий:
Минута озорства закончилась. Расскажите о ваших ощущениях?
На нашей радуге общения появляется новый цвет – голубой. Этот цвет символизирует просьбу ребенка «Будь мне другом».

6. Упражнение «Поляна счастья».
Ведущий:
Все мы очень разные и взрослые и дети. И все-таки нас таких разных объединяет одно общее желание – быть счастливыми.
Наше следующее упражнение называется «Поляна счастья». Перед вами лежит цветок ромашки. Вместе с детьми обсудите, что для вашей семьи означает слово «счастье» и напишите на лепестках ромашки.
Ведущий:
А сейчас из ваших счастливых ромашек соберем «Поляну счастья».
(родители и дети зачитывают, затем прикрепляют «ромашки» на доску).
Ведущий:
Синий цвет радуги общения подсказывают нам взрослым пожелание ребенка «Помоги мне стать счастливым».
(Музыкальная пауза)



7. Упражнение «Пожелания».
Ведущий: (предлагаю родителям и детям встать в круг)
Сегодня мы говорили о том, что все мы разные. У каждого из нас свои достоинства и недостатки. Но всех нас объединяет одно – мы составляем единое целое. Я прошу каждого из вас взяться рукой за нить, которая будет тесно связывать нас друг с другом. Почувствуете, как каждый из нас очень важен и значим в этом целом. Если не будет хотя бы одного из нас, то нить оборвется. Так давайте же будем терпимыми к недостаткам других и поможем друг другу стать лучше.
Я предлагаю высказать пожелание себе и другому (говорим пожелания).
На нашей радуге появился последний заключительный цвет – фиолетовый, он символизирует последнее желание ребенка: «Люби не только меня, но и других».
Ведущий:
Наш психологический тренинг закончился.
Спасибо за то, что вы поделились с нами своими чувствами, пожеланиями, впечатлениями, всем, кто принял участие в нашем тренинге.

(Дети и взрослые обмениваются сувенирами).


Комментариев нет:

Отправить комментарий