суббота, 23 января 2016 г.

ТРЕНИНГ "СКАЗКОГРАД". РАЗВИТИЕ САМОПОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ


Одну простую сказку, 
А, может, и не сказку, 
А, может, не простую
Хочу вам рассказать.
Ее я помню с детства,
А, может, и не с детства,
А, может, и не помню
Но буду вспоминать...




22 января 2016 года сотрудник Инклюзивного Центра Прикладной Психологии "АБА Лэнд" Петко Людмила Юрьевна провела мастер - класс "Сказкоград" на базе Центра Глубинной Психологии для представителей Ассоциации Аналитической Психотерапии. 
Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно.

Методические особенности психологической работы со сказками

Почему можно использовать сказки для психологической помощи?
Есть два ответа на этот вопрос: общий и специально для психологов.
1.                 Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.
2.                 Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. Разумеется, любой психотерапевтический подход сам по себе не идеален, поэтому я попытаюсь предложить и некоторые, на мой взгляд, не психотравмирующие способы работы со сказками. Описываются также некоторые игры, органично включающиеся в работу со сказками.
В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки.



При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществам можно отнести:

§     метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций,
§     знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста,
§     сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей,
§     динамичность,
§     разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику,
§     соответствие национальному характеру.

Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):

§     недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате — недостаточная «психологичность»,
§     отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки,
§     в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.

В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок:

§     известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытается побудить к раскрытию смысла сказки,
§     метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям,
§     разнообразие сюжетов,
§     различные национальные варианты, возможность выбора между ними.

К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:

§     возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен,
§     зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий,
§     авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента. (Я не пытаюсь уверить читателя в том, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система понятий сказки, система ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж задают обсуждению определенные рамки, программируют комплекс основных идей.),
§     авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта.


Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической работы, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиента (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю.
При использовании сказок в режиме тренинга или консультирования выясняется, что эти сказки успешно «работают» на взрослых людей, имеющих нерешенные или решенные неконструктивным образом подростковые проблемы, такие как:
§     неприятие себя,
§     неконтролируемые вспышки агрессии,
§     чувство одиночества,
§     неумение разобраться в собственных чувствах,
§     неспособность осмыслить свою жизнь, выстроить иерархию ценностей,
§     конфликты с «родителями» (для взрослого, не решившего эти проблемы, «родители» — это те люди, которым он вроде бы должен подчиняться или хотя бы уважать) — вечный «подростковый бунт»,
§     безответственность, инфантилизм, слабоволие.

Предлагаемые сказки можно использовать:

1. Для диагностики проблемы.
Весь сборник сказок или конкретная сказка могут быть предложены клиенту, который, как это часто бывает, не понимает, в чем состоит его проблема. Данный способ диагностики проблемы является практически не травмирующим, так как если сказка не касается проблемы клиента, то она его и не «зацепляет». В моей практике диагностика с помощью сказок обычно происходила как «узнавание» своей проблемы: «Я понял, почему Вы дали мне эту сказку» или «Ну, я не совсем такая, как эта принцесса». Желательно предлагать сказку вместе с рисунком к ней, а также с обращением «Дорогой сказочный герой».
2.  Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика.
3.  Для подсказки определенного решения.




            Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе


Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.

Приемы, используемые для «разогрева» группы или настройки клиента

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку. Не претендуя на полноту, приведу несколько приемов и надеюсь, что они послужат толчком к творчеству читателей.
§     При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить группе изменить обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия. Можно выделить из участников группы «глашатая», «герольда» или другой персонаж, обозначающий перемену места действия. Этот же персонаж может передавать указания психолога, который может и сам сыграть этот персонаж (или любой другой).
§     Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который участники группы должны получить каким-либо необычным способом (по жребию, на нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.)- Возврат «пропуска» в начале следующего занятия возвращает группу в ту точку, в которой она находилась в конце предыдущего занятия. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым.
§     Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо: «Мы ждем сказку...Какую? — Ласковую, увлекательную, чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т.д.».
§     До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки. Можно поиграть в «осовременивание» сказки или замену персонажей.
§     Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней какой-либо персонаж или предмет и описать происходящее с этим персонажем так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Например, участник группы, выбравший «хвост ослика Иа» из сказки о Винни-Пухе, может сказать: «Я сначала вишу, а потом теряюсь». Группа задает вопросы. Загадку может представить психолог, перечисляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?».
§     Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы, Даже погоды, и попросить группу превратить эту историю в волшебную сказку. При этом возможно разбиение группы на подгруппы и сравнение получившихся сказок, желательно с выделением сходства, а не различий.
§     Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы добавляет по нескольку фраз. Получившийся текст, кстати, до некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения в группе.
§     Использование игр на тему предполагаемого обсуждения.



                   
Приемы, используемые для анализа сказки

§     Группа или клиент, обратившийся за индивидуальной консультацией, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задаваемые психологом. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии.
§     Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более разносторонним.
§     Анализ сказки для группы делает психолог. Группа имеет возможность дискутировать, причем последнее слово не обязательно остается за психологом.
§     Анализ сказки начинается с рисунка, который может украшать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Группа анализирует рисунок, постепенно подходя к анализу сказки. Этот способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональную вовлеченность участников.
§     Группа создает рисунки к сказке, устраивается «вернисаж» с обсуждением (конечно же, не качества рисунков, а концепций художников).
§     Группа придумывает рисунки и обсуждает их. «Я бы хотел нарисовать по поводу этой сказки такую картину......
§     При знакомстве со сказкой устраивается перерыв (или несколько перерывов) для обсуждения. Обсуждаются варианты поведения героя, либо варианты дальнейшего развития сюжета или окончания сказки.



Существует несколько подходов к понимаю сказкотерапии:

1.                 Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данногосоциума. Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена вфольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
2.                 Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
3.                 Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
4.                 Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Основными принципами сказкотерапии являются:

Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Исходя из принципов сказкотерапии, можно сформулировать основную цель и задачи тренинга.



Цель: развитие самопознания через психологическую сказку.
Задачи:
1.                 наглядно показать участникам, процесс перетекания одного сказочного события в другое, понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
2.                 показать одну и ту же сказочную ситуацию (персонажа) с нескольких сторон.
3.                 проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.


Этапы работы

I. этап – разогрев

Цель: Погружение участников в атмосферу сказки.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи
( на тренинге играли на инструменте в живую )

Упражнение «Сказочный круг» 
Цели: Погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: тихая, мелодичная музыка.
Время: 10-15 мин.
Процедура: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. А теперь, каждый должен назвать персонажа из известной нам всем сказки. Затем слово передается следующему участнику и так, по кругу».
На следующим этапе упражнения, ведущий предлагает участникам назвать основные выражения, употребляющиеся в сказках.

Вопросы для обсуждения:
  •  Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?
  • Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, (выражение, метафору), называли другие участники?
  • Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи (выражения, метафоры), если да, то можете их озвучить





II Этап – Основная деятельность.

Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; тренировка навыков совместного сочинения сказок; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи.

Упражнение: «Герои и антигерои»
Цели: Развитие креативности; применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; пробуждение архетипических ресурсов; тренировка навыков совместного сочинения сказок.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка; листы формата А4 для записи сказок (по числу участников) авторучки на каждого.
Время: 1 час.



Данное упражнение состоит из 3 частей:
Часть 1. «Образ сказочного героя»
Процедура: «Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно и не потребуется ее менять в течение нескольких минут. Глаза можно закрыть, но это не обязательно. Образы, которые будут появляться перед вами, можно увидеть и с открытыми глазами. Итак, приготовились... Сейчас вы окажетесь в волшебной Сказочной Стране. Эта страна населена самыми разнообразными жителями. Герои всех сказок, какие только есть на свете, живут в этой волшебной Стране. Здесь вы можете встретиться с любым из сказочных персонажей...Сейчас перед вашим мысленным взором появится какой-то сказочный персонаж...Не пытайтесь вызвать его сознательно... Пусть придет тот, кто нужен именно в данный момент...Может быть, перед вами промелькнет череда сказочных героев. Но тот, кто будет нужен, наверняка окажется самым настырным и останется с вами даже тогда, когда остальные персонажи исчезнут...(Пауза.) Теперь повнимательней рассмотрите того героя, который оказался перед вами. Обратите внимание на все детали его внешнего облика. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? В какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка? А теперь мысленно прощайтесь с этим героем. Давайте вернемся сюда, в нашу комнату. Тот, кто закрывал глаза, откройте их. Не торопитесь, не делайте лишних движений. Поворачивайте головой. Можно потянуться, расправить плечи, подвигать руками и ногами...Прошу вас поделиться тем, что вы увидели во время этого упражнения».



Участники группы рассказывают о том, какие сказочные герои появились перед ними в процессе свободного фантазирования. Довольно часто случается, что сказочный персонаж оказывается совершенно неожиданным: хотел увидеть одно, а вдруг невесть откуда появился, скажем, Вини-Пух, бредущий в тумане, или грустный Карабас-Барабас. Уже этот этап вызывает у участников сильные впечатления и порождает вопросы о значении возникшего образа. Ведущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участников их сказочный герой. Обычно это лишь приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируется тревога, волнение или равнодушие.








Часть 2. «Создание команд»
Процедура: «Вы познакомились с теми образами, которые возникли у других участников. Я прошу всех еще раз по кругу назвать своих героев – уже безо всяких объяснений. Каждому из вас нужно выбрать среди них одного, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего персонажа. Не надо пока называть этого героя, просто подумайте и сделайте свой выбор. А теперь выберете еще одного героя, похожего на вашего. Пусть он под номером два в списке героев, у которых, по вашему мнению, есть сходство с вашим персонажем. Ну и добавьте в этот список еще одного героя – под номером три... Сейчас вам станет понятно, зачем нужно было выбирать трех персонажей. Подойдите к тому участнику, чей герой в вашем мысленном списке оказался первым. Если этот участник выбрал не вашего, а какого-то другого героя, то подойдите к участнику, чей персонаж у вас оказался вторым. Если и в этом случае выбор оказался не взаимным, то у вас есть в запасе третий персонаж».






























В результате предложенной процедуры участники разбиваются на пары. В ситуации, когда участников нечетное количество, можно образовать одну тройку. Если кому-то пары так и не досталось, то ведущий вынужден создать пару сам.«Вам дается пять минут на то, чтобы обсудить в парах, что же все-таки является похожим у ваших персонажей. Сформулируйте главное, что вас объединяет, в коротком девизе, афоризме, образе или метафоре».
Участники предлагают свои формулировки, после чего ведущий просит выбрать другую пару – по аналогии с предыдущей процедурой, – чьи девизы (афоризмы, образы, метафоры) опять-таки чем-то сходны с их собственными. Снова необходимо отразить сходство героев в четверках в виде метафоры. Затем участники точно таким же образом объединяются в восьмерки и формулируют окончательный вариант метафоры, объединяющей их героев. В случае небольшого количества участников можно остановиться на работе в четверках.
«Удивительно: на каждом следующем этапе метафорические образы, предлагаемые вами, становились все более обобщенными, емкими, глубокими, я бы даже сказал – архетиптческими. Действительно: „волшебная вода“, „цветочные часы феи“, „волшебная палочка“ – сколько красоты и тайны прячется за этими словосочетаниями! Как хочется узнать поподробней о загадках этих чудесных образов! Поэтому я предлагаю вам... сочинить сказку, названием и соответственно – основной темой которой служил бы найденный вами метафорический образ, а героями – те сказочные персонажи, которые явились вам во время первого упражнения».










Часть 3. «Сочинение сказок»
Процедура: На сочинение сказок в командах надо выделить не менее 15 минут. По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою сказку другим.
Мы поочередно выслушаем сказку каждой группы. Когда отзвучат последние слова сказки, у команд-слушательниц будет три волшебных минуты, чтобы показать иллюстрацию к сказке. Вы можете выбрать любой момент из сказки своих товарищей и невербально в течение несколько секунд представить «живую картинку».
Вопросы для обсуждения:
  •   Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры?
  •  Что далось легко?
  •  Какие чувства вы испытывали к герою, появившемуся вначале?
  • Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде?
  •  Как протекал этот творческий процесс?
  •  Что вам дала проведенная в группе работа?





Упражнение «Любимые и нелюбимые сказки» 
Цели: Знакомство с особенностями народных и авторских сказок; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; помощь в разностороннем понимании участниками сказочных ситуаций и персонажей.
Материалы: спокойная инструментальная музыка; атрибуты сказочных персонажей.
(В качестве атрибутов могут быть использованы любые аксессуары, помогающие участникам глубже войти в роль своего персонажа. Их можно изготовить самостоятельно из любых подручных материалов, либо задействовать уже готовые предметы обихода: бусы, косынки, шляпы, банты и т.д.)
Время: 1 час.
Данное упражнение состоит из 6 частей:
Часть 1. «Любимая сказка»
Процедура: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем назвать свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет – идет ли речь о сказке, которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства. Бывает, что участникам трудно вспомнить названия сказок или вспоминается не одна какая-то сказка, а сборник. В таких случаях можно записать, например, так: «татарские народные сказки» или «сборник английских сказок». Не возбраняется называние двух и более сказок.



Часть 2. «Нелюбимая сказка»
Процедура: После того как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить такую сказку из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам оказывается чрезвычайно трудно вспомнить нелюбимую сказку (они полагают, что в детстве им нравились абсолютно все сказки), большинство людей с готовностью называют такие сказки – порой значительно активней, чем в случае любимых.
Список нелюбимых, не нравящихся участникам сказок желательно фиксировать на том же листе планшета (или на доске) напротив первого списка, Эти списки могут быть разделены вертикальной чертой. Так удобней сравнивать наборы сказок.




Часть 3. «Анализ причин любви-нелюбви к некоторым сказкам»
Процедура: Ведущий организует обсуждение, предлагая участникам тренинга следующие вопросы:
·                    Почему вам нравится именно эта сказка?
·                    Что в ней казалось вам особенно привлекательным?
·                    Примерно в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?
·                    Перечитывали ли вы эту сказку, став старше?
·                    Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?
Аналогичный набор вопросов задается и при обсуждении нелюбимых сказок; разница, как вполне очевидно, состоит только в добавлении частицы «не» в первом вопросе и замене слова «привлекательным» на слово «отталкивающим» во втором. Любопытно, что среди причин привлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивная эмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций в книжке и т.п., а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы, трагичность событий, нарушения нравственных норм героями и «плохой» конец сказочной истории.
Ведущий предлагает проанализировать оба списка с новой точки зрения: учесть, каково соотношение в каждом наборе авторских и народных сказок. Вот тут-то и открывается самое любопытное: в первом списке (любимых сказок) авторские и народные сказки встречаются в отношении примерно «пятьдесят на пятьдесят», иногда авторских чуть больше, но не намного. А вот в списке нелюбимых сказок практически всегда лидируют авторские.
Следовательно, обсуждение полученных результатов выходит в новую плоскость анализа, который позволяет прийти к важному выводу: существуют какие-то особенности народных сказок, которые удивительным образом резонируют с душевным миром человека. Этих особенностей оказываются лишены некоторые из авторских сказок. Кроме того, в последних порой слишком выпукло отражается именно «авторская» личность, которую далеко не всегда можно считать полностью здоровой. Возможно, что как раз невротичность личности автора, проявляющаяся в отдельных сказках, и отталкивает нас. Среди нелюбимых сказок почти постоянно безусловное первенство держат сказки Г.-Х.Андерсена (здесь называют чаще всего «Девочку со спичками», «Дюймовочку», «Русалочку»). Чрезвычайно редко в списке нелюбимых можно встретить сказки А.С. Пушкина. Не называются также сказки братьев Гримм.




Часть 4. «Постановка сказки»
Процедура: Почти всегда обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. С этой сказкой предстоит дальнейшая работа. Если никаких совпадений в списках нет или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.



В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать свои команды. Они получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. Ему самому дается право выбора команды.



Ведущий предлагает командам выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль, с помощью предложенных атрибутов. Главное условие – чтобы в спектакле были заняты все участники команды. Время на подготовку спектакля – около 15 минут. По истечении отведенного времени команды поочередно представляют подготовленные спектакли.






















































Часть 5. «Углубленный анализ из ролей»
Процедура: Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано иноё. «Актеры» располагаются по кругу, но находясь в «своей труппе». Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой – то есть от лица персонажа. Начинать представляется целесообразным с того персонажа, который появился на сцене первым. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора. После общения с персонажем одной сказке ведущий может сразу обратиться к его аналогу из другой сказки, предложив ему либо те же самые вопросы, либо сформулировав новые.
Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, заданных Мачехе из сказки Ш. Перро «Золушка»:
  •    Давно ли вы вышли замуж за Дровосека?
  •  Что вас заставило сделать это?
  •   Как вы относитесь к своему мужу? Не могли бы вы описать его характер?
  •  Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке?
  • Чем в себе вы гордитесь?
  • Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?
  • Как вы видите свое будущее? Чего вы добиваетесь?
Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что они имеют в большинстве случаев «открытый» характер, то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль. Исполнитель этой роли и другие участники начинают все глубже понимать этого человека – Мачеху и видеть в ней не просто бездушный схематичный портрет злобной и глупой бабы, а живого человека, порой страдающего, скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть, неординарный взгляд на мир. В одной из групп в процессе подобной беседы вдруг проступил образ женщины, любящей Золушку больше, чем своих дочерей, восхищающейся ее умом и красотой, но рабски выполняющей свои материнские обязанности, тщательно пряча свои подлинные переживания, поскольку она служит принципу.



Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников. Привычные с детства персонажи оборачиваются совершенно неожиданными сторонами, поступки получают иную оценку, возникает подлинное понимание и сопереживание.
Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе ни трактовка исполняемой роли не являются лишь случайностью. В каждой роли исполнитель отражает – хотя бы частично – самого себя. Иногда анализ из ролей явно позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.
Ведущий должен поговорить с каждым персонажем, даже с самым незначительным – с тыквой, превратившейся в карету, с Мышами, ставшими лошадьми. Ведь чем меньше обозначен персонаж в сказке, тем больше возможностей у «актера» внести в роль собственное содержание.



Часть 6. «Деролинг»
Процедура: Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Для этого каждому исполнителю требуется произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».











III. Этап – Завершение
Цели: получение обратной связи; самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.
Материалы: нет.
Время: 15 мин.

Упражнение «От себя» 
Цель: самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.
Материалы: нет.
Время: 15 мин.
Процедура: Ведущий просит каждого из участников рассказать о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь – дать возможность каждому полностью высказаться.

Вопросы для обсуждения:
  •  Как чувствовали себя участники в той или иной роли?
  •  Какие персонажи показались совершенно чуждыми, неприемлемыми?
  • Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве «родственных душ»?
  • Что удивило в мнениях участников группы?
  • Что было неожиданным?
  • Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается участниками как идеал, достойный подражания?




















Комментариев нет:

Отправить комментарий