Психическое
развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс
последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под
влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям
относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные
действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление
(аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать,
обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.
В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений
психического
развития у детей:
|
Состояния,
относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия
«пограничная интеллектуальная недостаточность» (Ковалев В. В., 1973). В
англо-американской литературе пограничная интеллектуальная недостаточность
частично описывается в рамках клинически недифференцированного синдрома
«минимальность мозговой дисфункции» (ММД).
Распространенность задержек психического развития среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1%, 2% и 8–10% в общей структуре психических заболеваний (Кузнецова Л. М.). Задержки психического развития в качестве синдрома, естественно, встречаются значительно чаще.
Патогенез ЗПР малоизучен. По мнению Певзер (1966), основным механизмом ЗПР
является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых
и сложных систем мозга, относящихся главным образом к лобным отделам коры
больших полушарий, которые обеспечивают осуществление созидательных актов
поведения и деятельности человека. Единых форм систематически пограничных
форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время не существует.
Наиболее подробной является классификация пограничных состояний
интеллектуальной недостаточности, представленная Ковалевым В. В. (1973).
Существует деление ЗПР на первичную и вторичную. При этом вторичная задержка психического развития возникает на фоне первичного неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (пороки сердца и пр.), сопровождающихся церебральной недостаточностью. В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общепсихических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций. У детей же старше трех лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов. Главным клиническим признаком ЗПР (по М. Ш. Вроно) являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.
Если интеллектуальная недостаточность в дошкольном возрасте маскируется
речевыми расстройствами, то в школьном возрасте она проявляется отчетливо и
выражается в бедном запасе сведений об окружающем, медленном формировании
понятий о форме и величине предметов, трудностях счета, пересказа прочитанного,
непонимании скрытого смысла простых рассказов. У таких детей преобладает
конкретно-образный тип мышления. Психические процессы инертны. Выражены
истощаемость и пресыщаемость. Поведение незрелое. Уровень наглядно-образного
мышления довольно высок, а абстрактно-логический уровень мышления, неразрывно
связанный с внутренней речью, оказывается недостаточным.
В отдельные формы интеллектуальной недостаточности В. В. Ковалев выделяет
интеллектуальную недостаточность, возникшую в результате дефектов анализаторов
и органов чувств, при ДЦП и синдроме раннего детского аутизма.
|
Синдром ЗПР
полиэтиологичен, основными причинами являются:
1) перинатальные поражения центральной нервной системы (гипоксически-ишемического, травматического, инфекционного, метаболического характера; алгокольная и другие фетопатии); 2) эпилепсия и эпилептические энцефалопатии; 3) гидроцефалия (в т. ч. и гипорезорбтивные нарушения); 4) краниостенозы; 5) новообразования головного мозга; 6) пороки развития головного мозга (дисгенезии мозолистого тела, голопрозэнцефалия, арахноидальные кисты и др.); 7) наследственные болезни (фенилкетонурия, гистидинемия, гомоцистинурия и др.); 8) митохондриальные заболевания; 9) болезни накопления; 10) хромосомные болезни (синдром Дауна, фрагильная Х-хромосома и др.); 11) наследственные синдромы; 12) нейрокожные синдромы (нейрофиброматоз, туберозный склероз, энцефалотригеминальный ангиоматоз и др.); 13) врожденные эндокринные заболевания (врожденный гипотиреоз и др.); 14) аутистические расстройства (синдром Канера, Аспергера, Ретта и др.); 15) соматическая патология (болезни сердца, почек и др.); 16) снижение зрительной и слуховой функции; 17) педагогическая запущенность.
В течение в основном последнего десятилетия выявлена закономерная связь
когнитивных расстройств развития с эпилепсией и эпилептической активностью в
мозге. Достаточно широко наблюдаются эпилептиформные разряды в ЭЭГ у лиц,
никогда не имевших эпилептических припадков. Неконтролируемое распространение
спонтанных эпилептических разрядов с каскадообразным вовлечением потенциально
нормальных нейронов в патологическую синхронизацию вне припадков ведет к невозможности
выполнения ими нормальных функций, что проявляется всем спектром когнитивных
расстройств.
По данным многих исследований, эпилептиформная активность наблюдается в ЭЭГ пациентов с когнитивными нарушениями от 20% до 90% в зависимости от формы патологии. Таким образом, выявлена обширная зона перекрытия расстройств психического развития и фенотипа с эпилептиформной и эпилептической активностью в ЭЭГ. Соответственно этому Рабочей группой по классификации и терминологии Международной противоэпилептической лиги в проект новой классификации эпилептических синдромов введена рубрика «Эпилептические энцефалопатии», куда отнесены эпилепсии и эпилептические синдромы, при которых эпилептические разряды в мозге приводят к прогрессирующей мозговой дисфункции. Препаратом первого выбора в лечении когнитивных эпилептических расстройств является вальпроевая кислота. Оценка психического развития ребенка включает в себя: 1) предречевое и речевое развитие; 2) развитие восприятия (представления о частях тела, бытовых предметах, цвете, размере, форме, ориентировка в пространстве); 3) развитие памяти (стихи, пересказы); 4) развитие мышления (знания об окружающем мире — время года, время суток; аналитико-синтетическая деятельность, способность к сравнению, обобщению, классификации); 5) развитие внимания (устойчивость, переключаемость); 6) развитие игровой деятельности; 7) развитие изобразительной деятельности (рисование, лепка) и конструирования (постройки и др.); 8) развитие навыков самообслуживания (гигиенические навыки, аккуратность, одевание/раздевание, прием пищи и др.); 9) становление эмоционально-волевой сферы (устойчивость чувств и действий, ответственность, критичность к своему поведению, саморегуляция поведения); 10) коммуникативное развитие (контактность и адекватность поведения в общении с окружающими: интерес ребенка к взрослому, способность привлечь внимание взрослого, реакция на отношение взрослого); 11) развитие самосознания (знания о себе — имя, фамилия, адрес; самооценка, саморегуляция поведения); 12) развитие школьных навыков (счет, чтение, письмо и др.). |
Для
исследования уровня психического развития ребенка используются
психологические тесты (шкала Бейли, денверовский тест и многие другие).
Уровень интеллекта по системе IQ определяется у детей старше 3 лет.
В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития», при этом используются следующие основные рубрики: F80. Специфические расстройства развития речи и языка F80.0. Специфическое расстройство артикуляции;
F80.1. Расстройство экспрессивной речи;
F80.2. Расстройство рецептивной речи. F81. Специфические расстройства развития учебных навыков F81.0. Специфическое расстройство чтения (дислексия);
F81.1. Специфическое
расстройство спеллингования (дисграфия);
F81.2. Специфическое расстройство
арифметических навыков (дискалькулия);
F81.3. Смешанное расстройство учебных
навыков;
F81.8. Другие расстройства учебных навыков.
F82. Специфические расстройства развития моторных функций (диспраксия). F83. Смешанные специфические расстройства психического развития. ЗПР часто сопутствуют состояния, отраженные в разделе «F90-F98» МКБ-10 «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте»
F90. Гиперкинетические расстройства:
F90.0.
Нарушение активности и внимания;
90.1. Гиперкинетическое расстройство
поведения;
F91. Расстройства поведения;
F93.1. Фобическое тревожное
расстройство;
F95. Тики;
F98.0. Энурез неорганической природы;
F98.1.
Энкопрез неорганической природы;
F98.5. Заикание
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий