Среди
многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных
отношений, хорошо зарекомендовала себя методика "три дерева". В
рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz. Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн разработала тест
"три дерева" в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии
(символдрамы). В последние годы нами ведется работа по адаптации и развитию в
России методики "три дерева" в диагностической и психокоррекционной
работе с детьми и подростками.
Важно,
что в тесте "три дерева" изначально не ставится задача сравнивать
деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где
ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то
животным. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном
горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем
сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти
"цензуру", препятствующую проникновению бессознательного материала в
сознание. По наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной просьбе представить
родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто
"приукрашивают" выбираемый образ из-за определенной
"лояльности". Иногда они даже блокируют появление соответствующей
ассоциации.
Почему
в методике предлагается нарисовать именно три дерева?
R.J. Corboz пишет, что
это скорее не теоретические вывод, а наблюдение из практического опыта. Для
праздника День матери дети должны были нарисовать деревья. Большинство детей
рисовало три дерева, которые ярко характеризовали отношения ребенка с
родителями. Тем самым дети интуитивно отражали особенности внутрисемейных
взаимоотношений. Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и
родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой
другой человек, например, сосед. В этом случае в последующей
беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов
семьи", а других вытеснил.
Конфликт в отношении с
родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не
доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его
Встречаются
случаи, когда ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, что говорит
о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом, или даже о
полном отсутствии триангуляторных отношений.
Например, 8-летний А., с которым
проводилась диагностическая и психокоррекционная работа в связи с отказом
работать в школе из-за насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста
"три дерева", однако нарисовал только два дерева. Из
анамнеза известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец ушел из семьи через
неделю после родов. С полутора до трех лет ребенок воспитывался у бабушки в
деревне. Мать работает маляром, забирает в обеденный перерыв ребенка из школы и
опять до вечера уходит на работу. Все это время ребенок находится дома один,
смотрит телевизор, рисует. Общий депрессивный фон настроения и подавленность
проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность
и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок
рисует очень медленно. На рисунке "замороженность" символизирует снег
под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции "ребенок-мать-отец"
проявляется в том, что А. вместо трех нарисовал только два дерева, так как в
семье для него привычны только отношения в диаде "ребенок-мать".
Большие деревья ребенок сравнил с собой и с ...двоюродным братом (!), которого
он видел только один раз в жизни на проводах в армию в другом городе. То, что
второе дерево ребенок сравнил не с мамой, а со взрослым мужчиной, двоюродным
братом, свидетельствует, как сильно ему недостает общение с отцом, и как важен
для него сейчас мужской объект для идентификации.
Два
маленьких деревца внизу справа - это два его школьных товарища. Общее
количество деревьев на рисунке получается четыре. Это число
стабильности, неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу четыре
придавал К. Г. Юнг, считавший его главной символической основой целостности
мира и человека. Однако в отличие от динамической целостности, символизируемой
числом три и троичной структурой, для числа четыре с его кватеральной
структурой характерна статическая целостность. Четыре образует идеально
устойчивую структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации в
нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента: огонь -
вода - земля - воздух и т. д.).
Инструкция
по проведению теста "три дерева" предполагает, что в ходе предварительной
беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому
лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой
комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном
листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три
дерева". Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может
побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
Когда
рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка -
один из важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии. Затем
ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом,
который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя
интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его
элементов, цвета надписи.
Известно,
что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот
же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных
переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов -
как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа
может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития,
особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом
возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т.
д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.
Символообразование
формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип
предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются
символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в
разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип
амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо
противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета мы
попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого
цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы.
+
|
цвет
|
-
|
любовь, страсть
эротическое начало вдохновение |
красный
|
агрессия
ненависть опасность |
разум
дисциплина порядок, верность |
синий
|
безумие
иррациональность |
открытость
активность свобода, слава, сила |
желтый
|
ревность, зависть
жадность, лживость мания, бред |
Зрелость личности
радость энергия, сила |
оранжевый
|
вытесняет другие цвета
страсть борьбы и войны |
витальное начало
рост надежда |
зеленый
|
яд
болезнь незрелость |
равновесие
мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние |
фиолетовый
|
внутреннее беспокойство
тревога, отречение меланхолия |
материнство
плодородие земля |
коричневый
|
грязь
гной кал |
достоинство
торжественность |
черный
|
смерть
траур грех |
чистота
гармония |
белый
|
привидение
траур |
|
серый
|
неясность
туман депрессия |
После
того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое
ему "больше всего нравится". Психолог просит у ребенка
разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему
больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное
пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом
плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери,
которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не
относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например,
ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается
в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему,
а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение
собственного тела.
Затем
ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:
-
Какое дерево самое большое?
-
Какое дерево самое маленькое?
-
Какое дерево самое молодое?
-
Какое дерево самое старое?
-
Какое дерево самое красивое?
Последовательность
задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались
наиболее легкие и приятные вопросы. Например, обращение вначале внимания на
"высокое дерево" отражает более высокую оценку в плане уровня
притязаний. При такой последовательности обращение затем к "более
маленькому дереву" воспринимается уже не как более низкая оценка в плане
уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше
сначала спросить о "более молодом дереве", а лишь затем о "более
старом".
Вопросы
"Какое дерево тебе больше всего нравится" и "Какое дерево самое
красивое?" специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у
ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный
вопрос. В то же время, "больше всего нравится" не обязательно
"самое красивое" дерево.
Все
характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под
соответствующим деревом на рисунке.
В
качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя
садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: "Чтобы можно
было бы сделать для каждого дерева?" В случае необходимости предлагаются
альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше
света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант
ответа: "А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так
хорошо." Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все,
что ему нужно.
Прежде
чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его
семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать
прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями
членов семьи. Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе
по ступенькам своеобразной лестницы - от самого приятного до самого
неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого
ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это
сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог
бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий
этому человеку цвет.
В
случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает
ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символ драмы и
установить с ними какие-то отношения.
В
качестве метафоры можно охарактеризовать символ драму как психоанализ при
помощи образов. Метод разработан известным немецким психотерапевтом
Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное
фантазирование в форме образов - картин на заданную психотерапевтом тему
(мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую,
направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические
психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и
предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и
механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем,
анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.
Лежащего
с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в
состояние расслабления. После этого ему предлагается представить образы на заданную
психотерапевтом специальную тему - стандартный мотив. Представляя образы,
пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту.
Психотерапевт как бы сопровождает пациента в его образах и, если необходимо,
направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.
Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль
в созданном им динамическом поле образного пространства и может самостоятельно
найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной
ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий