понедельник, 1 февраля 2016 г.

АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ - МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ БЬЮЗЕНА


Сама активно использую в работе, и вам рекомендую (конечно, квадрат Декарта тоже работает, но когда нужно увидеть цель и найти путь достижения цели - то ментальные карты вам в помощь)





Ассоциативные методы активизации мышления. 
Интеллект - карты (ментальные карты)

Мы все, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление.
Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. 
Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление - исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.
Еще Аристотель указывал на ценность ассоциаций и их роль в запоминании новой информации и мыслительном процессе. Со времен Аристотеля выделяют несколько видов ассоциаций:
1. По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег... Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов — все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.
2. По сходству, по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции...Например: мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата... Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)
3. По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро - зло, гора - равнина, гора - ущелье, искры - снежинки...
Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей - обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.
Ассоциации могут быть важным источником информации. Они способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.
К сожалению, чаще всего, ассоциации возникают непроизвольно, спонтанно, неожиданно даже для самого человека.
Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным, управляемым.



Методы управления процессом генерирования ассоциаций
«Поле ассоциаций»

Использование системно-функционального подхода.
1. Стартовое понятие представить в виде системы, в которую входят подсистемы.
Пример: дерево. Это понятие включает в себя такие подсистемы, как листья, корни, ветви, ствол, корни, кора и т.д.
2. Представить стартовое слово частью большей системы.
Пример: дерево входит в такие системы как лес, парк, сад, природа и т.д.
3. Определить функции, выполняемые этим понятием, где и когда оно встречается.
Пример: из дерева изготавливают мебель, бумагу, строят дома, используют как дрова для печи, камина и т.д.
4. Рассмотреть понятия-ассоциации как системы.
Пример: лес – грибы, ягоды, звери, птицы, леший, лесник, грибники.




Ментальные карты

Интеллект-карта это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. 

Автор этой методики английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен.

Будучи еще студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Он не открыл ничего нового, только систематизировал уже имеющиеся в психологии знания о законах мышления.
Наиболее эффективное и плодотворное имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны, за счет активизации нейронов головного мозга. Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти. Такое мышление Бьюзен назвал радиантным мышлением («радианта» - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока). В основе этого мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга.
Ассоциативность нашего мышления – свидетельство того, что процесс обработки информации в нашем мозгу имеет нелинейную форму. Произвольно зарождающиеся мысли никогда не представляют собой стройную логическую цепочку, они как бы распространяются в разные стороны от центральной мысли или образа, перескакивая с одного представления на другое, «цепляя» все новые ассоциации, иногда совершенно неожиданные. В результате этого мысль нередко уходит далеко в сторону от первоначальной посылки, приводит к совершенно неожиданным выводам. Процесс обучения мышлению, как правило, сводится к попыткам упорядочить наше мышление, сделать его последовательным и линейным.


Вспомните, как нас учили в школе решать задачи. Как правило, решение задачи представляло собой некий алгоритм, то есть четкую последовательность умственных действий. Необходимость организации мышления как процесса последовательных операций подчеркивает и логика – древняя наука о правилах мышления, возникшая еще в эпоху античности. Любое интеллектуальное занятие (написание сочинения, реферата, курсовой работы, статьи) должен предварять четкий план, пункты которого отражают последовательность изложения материала. Все это - отражение линейной формы организации информации и, в определенной степени, противоречит характеру нашего мышления. Нередко составление плана отнимает больше усилий, чем решение самой проблемы. Недаром дети (да и не только) не любят этого занятия. А заставить студентов составлять план до написания курсовой, а не после бывает практически не возможно. Не удивительно, ведь сложно планировать то, о чем еще не думал.
Т. Бьюзен доказывает, что стремление построить линейный алгоритм решения проблемы только мешает мышлению, снижает интеллектуальный потенциал и мнемические способности человека. Мы не будем столь категоричны, все же метод алгоритма, как способ решения мыслительных задач зарекомендовал себя как достаточно эффективный. Но, если говорить о действительно творческом мышлении, то следует признать, что подчиняется оно другим законам, и в нем процесс генерирования ассоциаций играют важнейшую роль.
Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение. Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.
Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:
1.объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;
2.основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
3.ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;
4.ветви формируют связанную узловую систему.



Упражнение по составлению интеллект-карты

Основные правила составления интеллект-карт
• Всегда используйте центральный образ.
• Как можно чаще используйте графические образы.
• Для центрального образа используйте три и более цветов.
• Чаще придавайте изображению объем; а также используйте выпуклые буквы.
• Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
• Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики. Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.
• Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
• Ассоциируйте
• Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
• Используйте цвета. 
• Используйте кодирование информации.
• Стремитесь к ясности в выражении мыслей
• Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
• Используйте печатные буквы
• Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями
• Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
• Соединяйте линий с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
• Делайте главные линии плавными и более жирными. 
• Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
• Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными (для вас).
• Старайтесь располагать слова горизонтально.
• Вырабатывайте собственный стиль.
• Соблюдайте иерархию мыслей.
• Используйте номерную последовательность в изложения мыслей (нумеруйте ветви цифрами в зависимости от их важности).
Дополнительные рекомендации:
• Добавляйте пустые линии.
• Задавайте себе вопросы.
• Дополняйте карту рисунками.
• Всегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга.
• Совершенствуйте достигнутое
• Пересматривайте свою интеллект-карту.



ВИДЫ КАРТ
Обучающие:
- карты памяти, способствуют структурированию и запоминанию сложной информации;
- для работы с понятиями, помогают осмыслить сложные научные понятия и категории;
- для систематизации учебной информации.




Для решения проблем и творческих задач
- для подготовки курсовых и дипломных работ;
- для научно-исследовательской деятельности;
- для решения проблем в бизнесе и профессиональной деятельности;
- для решения житейских проблем.




Планирование
- составление бизнес-плана;
- распределение бюджета;
- планирование текущих дел.



Комментариев нет:

Отправить комментарий