воскресенье, 13 декабря 2015 г.

ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЛКОВАНИЯ РИСУНКА СЕМЬИ

Правило 1
В рисунке семьи случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не поместилась» должны потерять для вас значение.
Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:
1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Напри¬мер, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
2. Полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
Правило 2
Если на рисунке семьи отсутствует сам автор рисунка, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях:
1. Либо это свидетельствует о трудностях самовыражения в отно¬шениях с близкими людьми типа: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место», либо
2. «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Все уже «схвачено» в этой структуре, но меня это мало волнует».
Правило 3
Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т. е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.
Правило 4
После того как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или Фея.
Правило 5
Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка. Поэтому эти потребности он удовлетворяет в своей фантазии, в воображаемых отношениях.
Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите ребенка о нем — так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно «додать» ребенку недостающее. Или что в неудовлетворенности его желаний вино¬ваты именно родители. Так, образ Феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей.

Правило 6
Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто — ниже. Наиболее высоко на рисунке рас-положен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.
Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.
Правило 7
Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.
Правило 8
Как я уже говорила, пространство листа есть аналог пространства жизненного мира человека. И также как в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек стремится занять столько места собой и продуктами своей деятельности, сколько, по его мнению, он «заслуживает». Причем, делается это, как правило, бессознательно. Иными словами, если кто-то мало значит сам для себя, то он займет мало места в жизненном мире, реализует лишь малую часть своих возможностей, а рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Большая часть листа останется пустой.
Поэтому если человек «мельчит» изображение на листе, то у него в данный момент низкая самооценка.
Правило 9
Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а боль¬шая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязании. Человек как бы говорит своим рисунком: «Мне в жизни многого хочется, но у меня мало что получается».
Если же группа маленьких фигур изображена внизу листа, а большая верхняя часть листа пустая, то это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким же уровнем притязаний 
Правило 10
Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.
Правило 11
Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен не¬сколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.


Перейдем теперь к правилам интерпретации «искажений» ребенком изображения человека. Не забудьте, что по тем же правилам можно интерпретировать и рисунок взрослого человека.

Правило 12
Искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Мир социальных норм для взрослого человека — это его работа, учеба, карьера, отношения с начальством. А для ребенка — это жизнь в детском саду, школе, отношение к правилам поведения, умелость во внесемейной жизни.
Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей 
Правило 13
Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. 
Теперь посмотрим, как нарисованы глаза. Как вы думаете, для чего человеку глаза? Если вы думаете, что для того, чтобы рассматривать окружающие предметы, то вы глубоко заблуждаетесь, по крайней
мере с точки зрения совсем маленького ребенка. С его точки зрения, глаза нам даны для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач — это первый естественный способ выражения ребенком запроса о помощи. Поэтому глаза — это «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке.
Правило 14
Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, что бы их спасали. Персонажи с глазами - «точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о по-мощи.
Например, в этой семье, с точки зрения ребенка, самый тревожный человек — мама. Ее чувства, конечно, передаются ребенку, но сам он их выражать боится 
А теперь — об ушах.
Уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе.

Правило 15
Персонах с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят.
Вы никогда не задумывались, почему такой популярностью у детей пользуются ушастые и глазастые персонажи мультиков? А другие, не менее симпатичные на наш «взрослый» взгляд персонажи детьми легко забываются и восторгов у них не вызывают? По тем же причинам. Ведь ребенку легко отождествить себя с героем, имеющим большие уши и широко распахнутые глаза. Например, Чебурашкой или Зайцем. Эти черты лица для ребенка — сигнал о том, что он и этот персонаж — родственные души.
Ребенок, так же, как и его «герой», тревожен, нуждается в защите и хочет узнать, что о нем говорят.
А теперь вспомним, зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? Не только. Еще и для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, говорить обидные вещи. Поэтому рот — это еще и «орган» нападения.
Правило 16
Персонаж с большим и/или заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связан-ной с осуждением и словесным воздействием (не обязательно на повышенных тонах). Персонаж вообще безо рта или со ртом-«точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей 
А теперь остановимся на истолковании скрытого смысла частей тела (шея, руки, ноги).
Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что ее особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая символизируется на рисунке шеей. Что же эта за функция?
Это — способность к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Именно появление этой способности символизируется «обнаружением» ребенком шеи как посредника между рассудком и чувствами. 
Правило 17
Тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами в восприятии автора рисунка, у кого же шеи нет — не способен.
Правило 18
Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании автора рисунка конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Наоборот, если шея короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий противоречий в этой сфере.
Например, изображен персонаж, который видится настолько «духовным» и возвышенным, что сильные и грубые страсти просто не достигают его «утонченного» ума.
Руки и ноги появляются на рисунке ребенка достаточно рано, пускай и в виде палочек или «сосисок». Давайте вспомним, какова первоначальная функция руки у человека? Если вы думаете, что руки даны для того, чтобы ими что-то делать (играть или трудиться), то вы, конечно, правы, но очень маленький ребенок вас бы не понял. Ведь первоначальная, от природы данная функция руки — эта функция «прицепливания» к телу матери, т. е. функция установления контакта с близким человеком.
Вспомним, что новорожденный ребенок способен вцепляться в руку взрослого так сильно, что его можно поднять и переносить в висячем состоянии.
И лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки — функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир.
Правило 19
Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке — то в сфере семейных отношений, если на правой руке — то в мире за пределами семьи — школа, сад, двор и др.), если меньше — то более слабым, чем окружающие.
Кроме того, оснащенность выражается и в размере руки.
Правило 20
Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки.
А теперь подумаем о ногах. Новорожденный ребенок еще не знает, что у рук и ног — разные задачи, ведь ногами, как и руками, он тоже может прицепляться к телу матери. Впоследствии этот врожденный рефлекс угашается за ненадобностью. Ногам же предстоит освоить специфически человеческую задачу ходьбы.
Когда ребенок начинает ходить сам, то мир для него удивительным образом расширяется, ведь некоторые свои потребности он уже может удовлетворить без помощи взрослого. Так ноги обретают новые функции: опора в реальности и свобода передвижения.
Правило 21
Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.
И здесь стоит помнить о различии правой и левой ноги: правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая — в мире близких эмоциональных контактов.
Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, то проведите мысленно горизонтальную линию по самой нижней точке ног. И тогда примените
Правило 22
С точки зрения ребенка, опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению ребенка, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Правило 23
На рисунках семьи часто встречаются разрывы контура и недоведение линий друг до друга. Разрывы контура бывают при изображении головы и туловища, а недоведение линий обычно бывает с местах «прицепливания» конечностей к туловищу, головы к телу, кистей и стоп к предплечью и голени и т. д.
Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва. Особенно часто этот разрыв наблюдается на голове.
Учитывая значения правого и левого, верха и низа, изложенные выше, эти «разрывы» в голове интерпретируются следующим образом:
разрыв с правой стороны головы — восприимчивость и податливость к мнению и нормам социального, внессмейного окружения;
разрыв с левой стороны головы — восприимчивость и податливость к мнению, давлению и оценкам интимного, семейного окружения;
разрыв сверху головы, на макушке — податливость влиянию абстрактных норм и авторитетов;
разрыв снизу головы, со стороны шеи — податливость влиянию своих может быть плохо осознанных страстей, влечений, физических ощущений и телесного самочувствия.
Правило 24
"Отрыв» конечностей и головы от тела или частей конечностей друг от друга символически выражает страх утраты той функции, которая символизируется данной конечностью. А отрыв правой руки на том же рисунке означает страх утратить влияние на ту же сферу жизни, потерять контроль над ней. Буквально, «мое положение на работе пошатнулось, новая должность уплывает из рук, и я никак не могу на это повлиять».
Далее мы обсудим скрытый смысл неодушевленных предметов па рисунке семьи.
Правило 25
Неодушевленные предметы, являющиеся объектом привязанности кого-то из взрослых членов семьи, на рисунке представляют и иногда замещают этого члена семьи.
Иными словами, изображение машины вместо папы отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с отцом, а лишь выражает острую любовь папы к этой «игрушке». 
Правило 26
Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на мир предметов. Предмет, наиболее близко расположенный к персонажу, в восприятии ребенка означает объект самой сильной привязанности персонажа.
Правило 27
Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов.
Итак, что на рисунке изображено выше всего, то и является самым главным в эмоциональном мире ребенка, символом власти и авторитета. Отметим сразу, что большинство детей в углу или вверху листа рисуют солнце.
Солнце на рисунке ребенка является символом верховной власти и защиты
Бывает, что на рисунке, изображающем сцену в квартире, а не на свежем воздухе, нарисована люстра или лампа, замещающая в данном случае то же в качестве источника света и тепла .
Правило 28
Люди и предметы, изображенные на рисунке между автором и солнцем или другим источником света, воспринимаются как, мешающие пользоваться в полной мере защитой и опекой.
Например, изображенная с гимнастическим обручем старшая сестра воспринимается младшей как препятствие на пути получения достаточного внимания со стороны родителей. В этой семье старшая сестра в данный момент готовится к ответственным соревнованиям, и на нее направлено все внимание родителей. 
Правило 29
Изображение большого количества мелких деталей предметов свидетельствует о фиксации на правилах, по-рядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим «взрывом».
Правило 30
Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчер-кивает особую значимость этой деятельности для членов семьи.
Например, изображение холодильника, накрытого обеденного стола, плиты, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи.
Правило 31
Обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персонажей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка — ведь дети допод-росткового возраста не любят лежать. Одновременно это может означать для ребенка законность его отверже-ния другими взрослыми, если они «устали».
Правило 32
Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизиру-ет для ребенка наличие в семье тайны, к которой он не допущен.
Правило 33
Большое внимание к прорисовке одежды персонажей может интерпретироваться различными способами в зависимости от других деталей рисунке ребенка это, как правило, говорит о важности для него психосексуальной роли своего и другого пола.
На рисунке взрослого это может означать совершенно разные вещи: закрытость, конформизм, демонстративность (украшательство), проблемное отношение к телесности.
В последнем случае важным признаком является штриховка одежды (и соответствующего локуса тела).
О напряженном и неоднозначном отношении к телесности говорят и «римские бюсты» на рисунке семьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий